Яндекс Метрика

Подольские курсанты /Сергей Баренц/

Берёзовая тишина...
Берёзовая тишина,
Как парашют на стропах,
Виснет.

Она стекает с жёлтых листьев
На травы, где прошла война.
Из тишины растут грибы,
Их лижет пламя золотое,
А я всё слышу грохот боя
И напряжённый ритм пальбы.

Откуда этот странный гром?
Откуда он? Откуда он?
И почему не утихает?
Быть может, в сердце он моём
Возник и память обжигает.

Мне от него уйти нельзя,
Мне от него нигде не скрыться.
Знакомые я вижу лица
В пыли
И грустные глаза.

Вхожу в Ильинское: Село,
Каких в лесах России много.
Тут пролегла моя дорога
И прошлое по ней прошло.

Осенний день.
Тревожный день
Под серым, низким небосводом.
Нам женщины из деревень
Несли в окопы миски с медом.

Но под Москвой
В тот грозный год
Был для солдата горек мёд.
И память, словно вестовой,
Меня ведёт в тот страшный бой.
Гляжу вперёд: Враги идут,
Асфальт кромсают их подковы.

Но их в селе курсанты ждут,
Сердца их к подвигу готовы.
Подольские курсанты! Им
Здесь суждено до смерти драться,
Входить в бессмертье и прощаться
С невозвратимым, дорогим.

Кто скажет мне, что это сон,
Давно минувшие страницы?
Тот день, что сталью опалён,
В солдатских думах повторится...
Мне от былого не уйти.
Оно - со мной, оно - в пути.

Там было каждому
По двадцать.
Когда и девушкам в любви
Не смеют юноши признаться.

Но под осколками
В крови
Они на рубеже стояли,
Жгли вражьи танки,
Умирали -
И за любовь,
И за страну,
И за лесную
Тишину.

Берёзовая тишина...
Берёзовая тишина.
Лесов осеннее дыханье.
Шепчу я павших имена,
Что наша добрая страна
В сердца вместила и в преданья.

Шоссе струится на Медынь,
Молчат разрушенные доты.
Но в эту стынь и в эту синь
Идут на перекличку роты.

И командир, что вёл их в бой
Под небом сумрачным и низким,
Перед народом и страной
Передаёт векам их списки.

И пусть всегда
В честь тех ребят,
Достойных и стихов, и бронзы,
Листвою нежною шумят
Родные русские березы.
И по Варшавскому шоссе,
Где враг выбрасывал десанты,
Навстречу буре и грозе
Идут подольские курсанты.


В начале октября 1941 года, когда обстановка на рубеже обороны Москвы была катастрофической, на стратегически важное юго-западное направление - Варшавское шоссе, в район Юхнова, Медыни, Ильинского, Малоярославца, Детчино - были направлены курсанты и командиры Подольских артиллерийского и пехотного училищ. "Было среди них немало таких, кто ещё ни разу не брился, не работал, никуда не ездил без папы и мамы," - говорил о своих подопечных начальник Подольского пехотного училища.
6 октября 1941 года Подольские курсанты приняли свой первый бой. Да и потом стояли насмерть и не оставили рубежей, задержали врага на подступах к столице до момента переброски дополнительных сил из тыловых районов страны. Только на Ильинском боевом участке эти почти дети уничтожили около 5 тысяч немецких солдат и офицеров, подбили около 100 танков. Из 3,5 тысяч бойцов сводного курсантского полка погибло 2,5 тысячи, по другим источникам - выжил только каждый десятый.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарий будет опубликован после модерации.
Если нет аккаунта Google, выбирайте "Имя/URL" вместо "Анонимно", там можно написать Ваше имя.