Яндекс Метрика

Под Шлиссельбургом /Глеб Пагирев/

Изрыли снарядами немцы лесок,
Повыбили за две недели.
Но думалось: "Ладно!
Сочтёмся, дай срок, -
Мы тоже недаром сидели".

И вот в предрассветной густой синеве
Пехота броском небывалым
Рванулась вперёд - через лёд по Неве,
По минным полям и завалам.

Орудия били с прибрежных высот,
Вода поднималась столбами.
И раненый молча ложился на лёд,
Ко льду припадая губами.

Вставая и падая в снег на бегу,
Взвалив на себя пулемёты,
Мы лезли на берег, тонули в снегу
И грудью бросались на дзоты.

Короткая очередь, выстрел в упор, -
Так вот она, мера расплаты!
Слова о прощенье - пустой разговор.
Здесь слово имеют гранаты.

Мы вышли на берег. На чёрном снегу
Горели подбитые танки.
Воронки разрывов - на каждом шагу,
И трупы - у каждой землянки.

Ещё не окончен начавшийся бой
И в летопись славы не вписан.
И первые пленные, сбившись гурьбой,
Ещё повторяют: "Нихт шиссен!"*

Мы снова проходим по этим местам
Навстречу боям и тревогам.
По вновь наведенным плавучим мостам,
По вновь проторенным дорогам.

Сухая ветла у скрещенья дорог,
И тропка, бегущая в поле,
И чуть различимый в траве бугорок -
Здесь всё нам знакомо до боли.

Нам эта скупая земля дорога
И лучшей не нужно в награду:
Мы здесь наступали, и гнали врага,
И здесь мы прорвали блокаду!


* Nicht schießen (нем.) - не стрелять

18 января 1943 года в ходе операции "Искра" был освобожден городок Шлиссельбург. Эта победа стала переломным моментом в битве за Ленинград, ведь она привела к прорыву блокады. И хотя до полного освобождения города на Неве оставался еще целый год, прорыв имел огромное моральное и материальное значение. Самое главное, что с "большой земли" в умирающий от голода город стало поступать продовольствие.

С осени 1941 года единственной ниточкой, связывающей Ленинград с миром, оставалась "Дорога Жизни" - по воде или по льду Ладожского озера.
От освобожденного Шлиссельбурга в кратчайшие сроки была построена "Дорога Победы" - переправа через Неву в сторону северной столицы, а в другую сторону железнодорожная ветка до Октябрьской железной дороги. 33 километра путей проложили зимой, через болота и неразорвавшиеся мины, под обстрелами, всего за 17 дней. Первый поезд с едой прибыл в Ленинград уже 7 февраля 1943 года, а всего за ночь по мосту проходило до 35 составов с продовольствием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарий будет опубликован после модерации.
Если нет аккаунта Google, выбирайте "Имя/URL" вместо "Анонимно", там можно написать Ваше имя.