Яндекс Метрика

Я погиб на Рессете /Иван Тришкин/

Воинам 50-ой армии Брянского фронта, 
погибшим на реке Рессете 14 октября 1941 года


Что ж так долго идёте
Вы тропою лесной?
Здесь я!
Здесь!
На болоте.
Под зелёной сосной.

Вам всего то и надо -
Влажный мох приподнять.
Мне ж такая отрада!
Я устал здесь лежать.

...Круг замкнулся под вечер.
Обвязали кольцом.
Взяли Армию в клещи
На болоте Лихом.

В бой вступил на рассвете
С трехлинейкой в руке
На лесной, неприметной,
Незавидной реке.

Слева - Боев посёлок.
Справа - Лютый ручей.
Я вцепился в пригорок.
Снег огня горячей.

Снег руками хватаю,
Раздираю их в кровь.
Божью мать вспоминаю
В день - Великий Покров.

Жду "В атаку!" команду.
Воздух лёгкими пью.
Смерть строкой автоматной
Жнёт добычу свою.

Вон она! На опушке.
Хлопотать принялась.
Расчехлила ствол пушки,
Смотрит в "цейсы" на нас*.

Смерть сегодня при деле.
И, крути не крути,
До намеченной цели,
Разве, мёртвым дойти!

Ввысь ракета взметнётся,
Закипит смертный бой,
Жизнь струной оборвётся
На поляне лесной.

Я погиб от осколка
В сорок первом году,
Прикрывая со взводом
Тут реку Рессету.

Закричат отдаленно
В Бога!
В мать! Перемать!
Мне ж с моим батальоном
Здесь навеки лежать.

Не уйдет похоронка
В мой родительский дом.
Не дождется девчонка
В платьице голубом.

Ни креста, ни могилы.
А с кого теперь спрос?
Лишь пригорок обильно
Сон-травою порос.

Вот уж семьдесят лет
На крутом берегу,
Как в тот давний рассвет,
Я в атаку бегу.

Для родных, для друзей
Я без вести пропал.
Приходите скорей!
Я лежать здесь устал.

Что ж так долго идёте
Вы тропою лесной?
Здесь я!
Здесь!
На болоте.
Под зелёной сосной.


* Цейс - оптический прибор немецкой фирмы Zeiss AG


источник


Оборона войск на Брянском фронте в октябре 1941 года на 17 дней задержала темпы наступления врага, дав возможность подготовиться к обороне Тулы и Москвы. В первых числах месяца по всему Московскому направлению немцы перешли в широкомасштабное наступление, и в окружении оказались не полк, не дивизия, а семь советских армий! На пути выхода из окружения 50-й армии легла река Рессетá и непроходимые болота. У реки скопилось огромное количество отступающих, а противник неустанно обстреливал расположение и бомбил переправы. Как вспоминали позже участники событий - Рессета стала эпицентром катастрофы Брянского фронта. В начале войны только одна из дивизий 50-й армии насчитывала 11 тысяч человек, а в конце октября 1941 года из окружения вышли менее 8 тысяч солдат из всей 50-й армии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарий будет опубликован после модерации.
Если нет аккаунта Google, выбирайте "Имя/URL" вместо "Анонимно", там можно написать Ваше имя.