Яндекс Метрика

Брестская крепость /Владимир Сурнин/

У рвов её, среди развалин
Над тёмной гладью Мухавца,
Я был, когда ещё не знали
Всей горькой правды до конца.

И тропкой, уже хворостины,
Меня, в извёстке и в пыли,
Не гид, а надписи на стенах
По кругу смертному вели.

Они в надрыве не кричали,
А только, видные едва,
Кому-то тихо завещали
Свои последние слова.

И жгли царапины простые
Такою болью неземной,
Как будто это вся Россия
Навек прощалася со мной.

Что ещё помню? Строчки мака
Как пули, бившие насквозь.
Я шёл по гильзам и не плакал -
Тогда ещё стеснялся слёз.



Пограничная крепость в городе Брест, у рек Западный Буг и Мухавец (сегодня это в Беларуси), встретила самый первый удар врага в 4 утра 22 июня 1941 года. Уже находясь в глубоком тылу наступающего противника, не имея никакого представления о ходе войны, не дождавшись помощи, целый месяц защитники крепости держали оборону. Цитадель пала только 23 июля. 

Когда через 3 года Брест был освобожден от фашистов, на стенах полуразрушенных бастионов были найдены надписи - последние попытки рассказать людям, как до самого конца сражались пограничники: 
"Умрем, но из крепости не уйдем!" 
"Осталась последняя граната, но живым не дамся. Товарищи, отомстите за нас!"
"Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина" 
и другие.

За мужество и героизм защитников в 1965 году Брестской крепости было присвоено звание крепость-герой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарий будет опубликован после модерации.
Если нет аккаунта Google, выбирайте "Имя/URL" вместо "Анонимно", там можно написать Ваше имя.