Яндекс Метрика

Год рождения /Семён Гудзенко/

Я родился даже не в двадцатом.
Только по стихам да по плакатам
знаю, как заваривалась жизнь.
Знаю по словам киноэкранов,
знаю по рассказам ветеранов
первые шаги в социализм.
Нет,
не довелось мне с эскадроном
по лесным,
по горным,
по гудронным,
по степным дорогам кочевать.

…Я родился даже не в двадцатом,
и в гражданскую одним солдатом
меньше полагается считать.
Но зато, когда в сорок четвёртом
стреляным,
прострелянным
и гордым
вышел полк на горный перевал,
немцы, побратавшиеся с чёртом,
сразу позавидовали мёртвым,
ну, а я забыл, что горевал
о своём рожденье с опозданьем,
что не смог в семнадцатом году
рухнуть ночью
на гудящем льду,
выполнив особое заданье.
Полк идёт.
Костёр у каждой тропки
озаряет пропасти и лес.
Огонёк мигающий и робкий
заревел и вырос до небес -
это осветили закарпатцы
в каменных ущелиях проход.

...Был тогда сорок четвёртый год.
До конца ещё полгода драться.
Но на миг мы ощутили все
мир в его невиданной красе.
В Рахове шумела детвора,
в Хусте
пели песни до утра,
в Мукачёве
заседала власть -
в этот миг свобода родилась,
как у нас в семнадцатом году!
Полк уже по Венгрии идёт.
И готов я на дунайском льду
рухнуть ночью,
выполнив заданье.
И мой сын,
услышав обо мне,
погрустит в тревожной тишине,
что родился тоже с опозданьем.
 

28 октября 1944 года, оказывая помощь Словацкому антифашистскому восстанию, советские и чехословацкие войска освободили от немецких и венгерских захватчиков Закарпатскую Украину.

26 ноября 1944 года в городе Мукачево первый съезд народных комитетов Закарпатской Украины принял манифест об ее воссоединении с Советской Украиной. В 1945 году, по договору между СССР и Чехословацкой Республикой, Закарпатье вошло в состав Советского Союза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарий будет опубликован после модерации.
Если нет аккаунта Google, выбирайте "Имя/URL" вместо "Анонимно", там можно написать Ваше имя.